- Основные направления внешней политики при Николае I: были европейское направление (борьба с революциями) и восточное направление (ослабление Турции, борьба за проливы Босфор и Дарданеллы, освободительные движения балканских народов, расширение влияния на Кавказе). Министром иностранных дел России был К. В. Нессельроде.
- 1817–1864 – Кавказская война. Главнокомандующим войсками на Кавказе в 1815—1827 был генерал А. П. Ермолов, который совершал многочисленные походы против горцев. В это время у горцев появляется учение мюридиза (исламское учение о пути к спасению через «священную войну» – газават). В 30-е годы XIX в. – на Северном Кавказе складывается теократическое государство – имамат. В 1834 – имамом (главой государства) становится Шамиль. Но в итоге сопротивление горцев было подавлено.
- 1826–1828 – русско-иранская война, которая закончилась подписанием Туркманчайского мирного договора. Россия получила территорию Восточной Армении, исключительное право иметь военный флот на Каспийском море.
- 1826–1829 – русско-турецкая война, которая закончилась подписанием Адрианопольского мирного договора. Россия получила устье Дуная, всё кавказское побережье Чёрного моря. Проливы Босфор и Дарданеллы объявлялись открытыми для прохода торговых судов всех стран. Княжества Молдавия и Валахия получали право внутреннего самоуправления, некоторую автономию получала Сербия. Греция получила широкую автономию.
- 1830–1831 – подавление польского восстания.
- 1833 – Ункяр-Искелессийский договор России и Турции. За обещание помогать Турции Россия получила исключительное право проходить через Босфор и Дарданеллы.
- 1849 – подавление революции в Венгрии. Русская армия под командованием И. Ф. Паскевича подавила восстание в Венгрии и помогла Австро-Венгрии сохранить свои территории.
Внешняя политика Николая I
Было полезно?
Рекомендуем
Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках