- 1801–1825 – правление Александра I.
- 1801–1803 – деятельность Негласного комитета (неофициальный государственный совещательный орган при императоре). Состав: граф П. А. Строганов, Н. Н. Новосильцев, князь А. А. Чарторыйский, граф В. П. Кочубей.
- 1801 – Указ о праве покупки купцам, мещанам и государственным крестьянам покупать ненаселённые земли.
- Указ о политической амнистии.
- Указ о восстановлении действия Жалованной грамоты дворянству и Жалованной грамоты городам.
- 1802 – реформа управление, учреждение министерств (отмена коллегий и создание вместо них 8 министерств – военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, финансов, народного просвещения, коммерции). Учреждён Комитет министров для обсуждения общих вопросов. Во главе министерств стояли министры.
- 1802 – изменение функции Сената (стал высшим судебным органом и контролировал местные власти).
- 1803 – указ о «вольных хлебопашцах», который разрешил помещикам отпускать своих крепостных крестьян на волю с земельными наделами за выкуп.
- 1803–1804 – реформы в сфере образования:
- Ввёл 4 разряда учебных заведений (приходские школы, уездные училища, губернские гимназии, университеты).
- Страна была поделена на 6 учебных округов, в каждом был свой университет. Расширил автономию университетов.
- 1809 – «План государственного преобразования» М. М. Сперанского (предлагал ввести принцип разделения властей; независимость судебной власти; учредить Государственную Думу и Государственный совет; предоставить гражданские права всем сословиям; установить выборность распорядительных и исполнительных органов власти).
- 1810 – учреждение Государственного совета (законосовещательный орган при императоре).
Начало царствования Александра I
Было полезно?
Рекомендуем
Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках