- В 1-й половине XIX перенаселение деревни и упадок маленьких городов, вызванный падением ремесленного производства, приводило к росту числа городов. Из деревень люди переезжали в большие города или другие страны и континенты (миграция населения). Уезжали из Англии, Германии, Скандинавских стран, Восточной и Южной Европы в Латинскую Америку, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Южную Африку, но большинство людей направлялись в США.
- На протяжении XIX в. индустриальная революция приводила к изменению социальной структуры общества. Число дворян и крестьян уменьшалось, а численность буржуазии (владельцы фабрик и заводов, предприниматели) и наёмных рабочих (пролетариата), занятых в промышленном производстве, увеличивалась. Сословная система общества вытесняется классовой.
- Класс – это большая социальная группа, которая отличается своим экономическо-политическим статусом. Отличительной чертой этого периода был более высокий уровень вертикальной социальной мобильности (возможность перехода из одного класса в другой).
- В XIX в. дворянство (аристократия) сохранило значительное влияние почти во всех странах Европы кроме Франции, но постепенно их положение меняется. Многие аристократические семьи теряют свои богатства и вступают в брак с представителями буржуазии, что приводит к формированию нового «высшего класса». Многие представители буржуазии начинали жить с процентов с капитала — их называли рантье.
- XIX в. – появление среднего класса, который включал мелкую буржуазию, государственных служащих, инженеров, врачей, преподавателей, офицеров и юристов др.
- Рабочий класс в индустриальных странах становится неоднородным: высококвалифицированные рабочие и неквалифицированные рабочие. Условия работы последних были тяжёлыми и низкооплачиваемыми. Это приводит к началу рабочих движений (движение луддитов, чартизм в Англии) за свои права. В Англии также развивалось движение тред-юнионов (профессиональные союзы).
Становление западного общества
Было полезно?
Рекомендуем
Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках