Логотип
Войти
История • 6 класс
143

Сакрализация княжеской власти. Развитие Русской православной церкви

  • Сакрализация княжеской власти в XIV−XV вв.:
    • князь − наместник Бога на земле;
    • канонизация (причисление к лику святых) некоторых князей (Владимира I, Владимира Мономаха и др.);
    • церковная литература о князьях (Сказание о князьях Владимирских, житие Александра Невского, житие Даниила Московского и др.)
  • Поддержка русской церковью сильной княжеской власти:
    • 1325митрополит Пётр переносит кафедру в Москву;
    • 1380Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Воины Пересвет и Ослябя − монахи Троице-Сергиева монастыря.
  • Городские ереси XIV−XV вв.:
    • ересь стригольников (Псков). Отказ от церковной иерархии, таинств и монашества;
    • ересь жидовствующих (Новгород). Отрицание учения о Троице.
  • Спор нестяжателей и иосифлян:
    • нестяжатели (Нил Сорский) против монастырского землевладения, за аскезу монахов;
    • иосифляне (Иосиф Волоцкий) за монастырское землевладение и богатую церковь;
    • княжеская поддержка иосифлян.
  • Новый статус русских князей и церкви с XV в.:
    • 1439 − Флорентийская уния между католиками и византийскими церковными иерархами. Признание верховенства папы римского. Попытка митрополита Исидора подчинить русскую церковь Ватикану пресечена Василием II;
    • 1448провозглашение автокефалии (независимости) русской церкви. Новый митрополит − Иона;
    • 1453 − Константинополь завоеван турками и перестает быть мировым центром православия;
    • Иван III (1462−1505) вступает с брак с византийской принцессой Софьей Палеолог и принимает титул Государя Всея Руси;
    • 1492 − «Изложение пасхалии» московского митрополита Зосимы. Зарождение тезиса о русском государе как наследнике византийских монархов.
Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»