Сакрализация княжеской власти. Развитие Русской православной церкви
Сакрализация княжеской власти в XIV−XV вв.:
князь − наместник Бога на земле;
канонизация (причисление к лику святых) некоторых князей (Владимира I, Владимира Мономаха и др.);
церковная литература о князьях (Сказание о князьях Владимирских, житие Александра Невского, житие Даниила Московского и др.)
Поддержка русской церковью сильной княжеской власти:
1325 − митрополит Пётр переносит кафедру в Москву;
1380 − Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Воины Пересвет и Ослябя − монахи Троице-Сергиева монастыря.
Городские ереси XIV−XV вв.:
ересь стригольников (Псков). Отказ от церковной иерархии, таинств и монашества;
ересьжидовствующих(Новгород). Отрицание учения о Троице.
Спор нестяжателей и иосифлян:
нестяжатели (Нил Сорский) против монастырского землевладения, за аскезу монахов;
иосифляне (Иосиф Волоцкий) за монастырское землевладение и богатую церковь;
княжеская поддержка иосифлян.
Новый статус русских князей и церкви с XV в.:
1439 − Флорентийская уния между католиками и византийскими церковными иерархами. Признание верховенства папы римского. Попытка митрополита Исидора подчинить русскую церковь Ватикану пресечена Василием II;
1448 − провозглашение автокефалии (независимости) русской церкви. Новый митрополит − Иона;
1453 − Константинополь завоеван турками и перестает быть мировым центром православия;
Иван III (1462−1505) вступает с брак с византийской принцессой Софьей Палеолог и принимает титул Государя Всея Руси;
1492 − «Изложение пасхалии» московского митрополита Зосимы. Зарождение тезиса о русском государе как наследнике византийских монархов.