С 1 сентября 2024 года в школах России начнут изучать основы безопасности и защиты Родины (ОБЗР). Новая предметная область и сам предмет – результат модернизации уже известного нам курса ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности). В этой статье мы рассмотрим внесённые изменения, особенности нового предмета и аспекты его преподавания.
От ОБЖ к ОБЗР: содержание предмета
В обновлённую рабочую программу ОБЗР был добавлен модуль «Основы военной подготовки». Модуль отличается объёмным содержанием: на его изучение в 8-9 классах отведено 9 часов, а в 10-11 классах – 12 часов.
Некоторые другие модули были модернизированы. Модуль «Безопасность в информационном пространстве» теперь рассматривает темы дезинформации и фейков в сети Интернет, а модуль «Основы медицинских знаний» дополнен информацией об оказании первой помощи и о тактической медицине.
Модуль «Основы военной подготовки»
Новый модуль посвящён изучению состава Вооруженных сил Российской Федерации, их назначению, основам технической подготовки и связи, тактической, огневой, строевой, военно-медицинской подготовке. В условиях отсутствия единого учебника по ОБЗР преподавание нового модуля становится затруднительным. Военная подготовка предполагает изучение сложных тем, среди которых можно отметить строевые приёмы и движения, тактико-технические характеристики образцов вооружения, функционал БПЛА, фортификационное оборудование позиций отделения.
В «Облаке знаний» уже опубликованы цифровые работы по данным темам, которые подкреплены наглядным компонентом. Например, материалы по строевой подготовке закрепляются в опорном конспекте, а затем проверяются в контрольной работе.
Интерактивные презентации «Облака знаний» по ОБЗР расширяют материалы, представленные в опорных конспектах. Они прекрасно походят для уроков открытия новых знаний, организации фронтальной работы в классе.
Интерактивные презентации также хороши в реализации принципа наглядности, который является важным методом обучения в преподавании ОБЗР.
В процессе изучения основ военной топографии можно организовать работу с карточками, картами; потренироваться в оценке тактических свойств местности.
Модернизированные модули
Среди содержательных изменений нового предмета следует отметить введение тем по тактической медицине. Теперь они ориентированы на оказание помощи в условиях боевых действий. Цифровые работы «Облака знаний» позволят применить знания в контексте проблемных ситуаций. Учащимся можно предложить проанализировать ранение солдата и определить порядок оказания ему помощи.
Визуальный и интерактивный компоненты заданий «Облака знаний» позволят подкрепить теорию элементами наглядности. Ученики смогут рассмотреть, каким образом нужно осуществлять перевязку, накладывать жгут при кровотечении.
Модуль «Безопасность в информационном пространстве» подразумевает воспитание цифровой культуры, в том числе кибергигиены. Учащимся предстоит узнать о вредоносных программах и приложениях, опасных явлениях цифровой среды и способах предупреждения угроз, правилах противостояния манипуляции и кибербуллингу.