Русский язык • 11 класс
842

Основные нормы построения сложного предложения с разными видами связи

  • Соблюдение границ предложений, отсутствие чрезмерного усложнения или неуместного разделения на простые предложения.

    Пример.

    В висках его стучало, темя болело; очнувшись, он долго ещё не мог войти в себя совершенно и осмыслить, что с ним такое произошло. (Ф. Достоевский)

    Ошибка. В висках его стучало. Темя болело. Очнувшись, он долго ещё не мог войти в себя совершенно. Не мог осмыслить, что с ним такое произошло.

  • Отсутствие неуместных повторов союзов.

    Пример.

    Хаджи-Мурат остановился, загорелое лицо его буро покраснело, и глаза налились кровью. (Л. Толстой)

    Ошибка. Хаджи-Мурат остановился, и загорелое лицо его буро покраснело, и глаза налились кровью.

  • Употребление союзов в соответствии со смысловыми отношениями между частями.

    Пример.

    Неожиданно их мерцание затмилось, и двор с домом, лодкою и сидящим на ней Антиповым озарился резким, мечущимся светом, словно кто-то бежал с поля к воротам… (Б. Пастернак)

    Ошибка. Неожиданно их мерцание затмилось, а двор с домом, лодкою и сидящим на ней Антиповым озарился резким, мечущимся светом, потому что кто-то бежал с поля к воротам.

Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»