- Россия на рубеже XIX–XX вв. всё ещё была сельскохозяйственной страной, но промышленность активно развивалась. Железнодорожное строительство шло быстрыми темпами. 1891–1916 – была построена Транссибирская магистраль.
- Добыча угля и нефти развивались быстрыми темпами. Выпуск продукции тяжёлой промышленности увеличился больше, чем в два раза. Россия была на первом месте по темпам промышленного развития (8,1 % в год). В начале XX в. экономика была многоукладной, большую роль всё ещё играло мелкотоварное (ремесленное, кустарное) и натуральное хозяйство.
- Большую роль играл государственный сектор. Государству принадлежали больше 2/3 железнодорожной сети, пахотные земли и леса, почта, заводы тяжёлой промышленности. Правительство влияло на частные предприятия: регулировало цены, вводило таможенные пошлины, распределяло государственные заказы частным компаниям. Кредиты частные фирмы могли получить в Государственном банке.
- 1897 – проведена денежная реформа С. Ю. Витте. Витте ввёл золотое обеспечение рубля. Теперь можно было свободно обменять бумажные деньги на золото. Государство привлекало иностранный капитал в экономику.
- В промышленности создавались крупные монополистические объединения. Создавались картели, синдикаты, тресты, позднее появились концерны. Больше всего были распространены именно синдикаты. 1900–1908 – возникли синдикаты «Продпаровоз», «Продамет», «Трубопродажа».
- К началу XX в. Россия занимала первое место в мире по производству сельхоз продукции. Россия вывозила пшеницу, рожь, лён, лес, изделия из дерева, пеньку, мясо, птицу. Ввозила хлопок, красители, металлы и машины. При этом сохранялись патриархальные пережитки, отсталые технологии в сельском хозяйстве.
Экономика России на рубеже XIX—XX веков
Было полезно?
Рекомендуем
Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках