- Цели культурной политики большевиков: ликвидация буржуазной культуры, формирование пролетарской культуры.
- Направления: пропаганда коммунистических идей; антирелигиозная пропаганда и секуляризация жизни общества; подготовка рабочих и управленческих кадров.
- Меры:
- 1917 – создание Государственной комиссии по просвещению и Пролеткульта.
- 12 апреля 1918 – утверждение плана монументальной пропаганды. Национализация театров и кинематографа.
- 20 января 1918 – декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Активно велась антирелигиозная пропаганда, но распространение научных знаний подменялось насилием над верующими, закрытием и разрушением церквей, изъятием и продажей за рубеж церковных ценностей.
- 1918 – декрет «О единой трудовой школе».
- 1919 – декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Меры по просвещению сочетались с разрушением старой культуры. Отменены экзамены, учебная дисциплина, не было единой программы и методики. Преимущественное право обучения у детей пролетариев и крестьян.
- 17 сентября 1920 – постановление «О создании рабочих факультетов». Они предназначались для подготовки к поступлению в высшие учебные заведения рабочей молодежи, не имевшей среднего образования. Пролетаризация вузов.
- Культура 1917–1922:
- Революция и интеллигенция: многие деятели культуры эмигрировали (И. А. Бунин, А. И. Куприн, С. С. Прокофьев, М. З. Шагал и другие). Многие остались, но не приняли советский строй (А. А. Ахматова, М. С. Булгаков, Н. С. Гумилев и другие). Другая часть с энтузиазмом восприняла революцию (В. В. Маяковский, А. А. Блок, К. С. Петров-Водкин, В. Э. Мейерхольд и другие).
- Характерные черты искусства: время творческой свободы и экспериментов; расцвет русского авангарда; всплеск агитационного искусства («окна РОСТА», ЛЕФ и другие).
Идеология и культура в Гражданскую войну
Было полезно?
Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках