- Эмбриональный период онтогенеза (эмбриогенез) начинается с момента возникновения зиготы и длится до рождения или выхода из яйцевых оболочек. Развитие зародыша изучает эмбриология. На эмбриональное развитие влияют факторы окружающей среды.
- Морфогенез – возникновение и развитие органов, их систем в процессе индивидуального развития, пространственное распределение клеток в эмбриогенезе.
- Морфоген – вещество, которое образует градиент концентрации в развивающейся ткани и вызывает разные клеточные ответы в зависимости от его концентрации.
- Модели морфогенеза: модель градиента (разная концентрация морфогена стимулирует развитие разных клеток), модель активатора-ингибитора (морфоген продуцирует ингибитор, подавляющий морфоген), механохимические модели (формирование органов происходит под действием давления клеток, клеточной адгезии).
- Стадии эмбриогенеза животных:
- на стадии дробления путём митоза из зиготы образуются бластомеры. Типы дробления: детерминированное и недерминированное;
- на стадии бластулы образуется однослойный зародыш с полостью внутри (бластоцель). Типы бластул: целобластула, амфибластула, дискобластула. У плацентарных млекопитающих сначала формируется морула;
- на стадии гаструлы часть клеток выпячивается в бластоцель с образованием двухслойного зародыша, который состоит из наружного слоя (эктодермы) и внутреннего слоя (энтодермы) с полостью внутри (первичная кишка), и с отверстием в полость (бластопор);
- на стадии нейрулы происходит закладка третьего слоя (мезодермы), закладывается комплекс осевых органов: кишечная трубка, хорда, нервная трубка, формируются органы и ткани. Стадия характерна для всех многоклеточных животных, кроме кишечнополостных и губок.
- Эмбриональная индукция – взаимное влияние частей развивающегося зародыша.
Биология • 10 класс
1339
Эмбриональный период онтогенеза
Было полезно?
Рекомендуем
Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках