- Естествознание. К. Э. Циолковский впервые обосновал идею использования ракеты для исследования космоса, изложил теорию реактивного движения. Н. Е. Жуковский, основоположник современной гидро- и аэродинамики, создал теорию гидравлического удара, рассчитал подъёмную силу крыла самолета, разработал вихревую теорию воздушного винта. П. Н. Лебедев исследовал миллиметровые электромагнитные волны, открыл и измерил давление света. Нобелевская премия была присуждена академику И. П. Павлову, который создал учение о высшей нервной деятельности. В. И. Вернадский, основоположник комплекса наук о Земле, разработал учение о биосфере и ноосфере. И. И. Мечников в 1901 изложил фагоцитарную теорию иммунитета. Ученый также создал теорию происхождения многоклеточных организмов.
- Философия и история. Русский «культурный ренессанс» расцвет философской мысли. Философы А. С. Лаппо-Данилевский, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, И. А. Ильин, П. А. Флоренский. Важное место в их трудах занимала проблема самобытного пути развития России, её особого предназначения. В. С. Соловьёв видел высшее проявление человека в любви к ближнему. В 1909 С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, П. Б. Струве и др. выпустили сборник «Вехи». Начинается новый подъём в исторической науке. Известными историками были В. О. Ключевский, С. Ф. Платонов, Н. А. Рожков, В. И. Семевской, М. Н. Покровский.
- Образование. Растёт уровень грамотности, строятся новые школы (большую роль в этом сыграли земства). Для ликвидации безграмотности открываются различные учреждения народного просвещения: воскресные школы, рабочие курсы, народные дома, создаваемые на частные средства. Увеличилось количество гимназий, реальных училищ. Совершенствовалась система профессиональных училищ — горных, речных, железнодорожных, фабричных и коммерческих.
- В университетах после 1905 была восстановлена автономия, возвращена выборность ректоров и деканов, разрешена деятельность студенческих организаций. Создавались новые вузы. Возникли «народные университеты» (университет А.Л. Шанявского, педагогический институт П.Г. Шелапутина). Развивалось женское образование: были открыты около двух десятков высших женских курсов.
Образование и наука при Николае II
Было полезно?
Рекомендуем
Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках