Живопись. Главным направлением был критический реализм. 1863 – основание Артели художников. 1870 – преобразование Артели в «Товарищество передвижных художественных выставок». Лидером передвижников стал И. Н. Крамской (портрет Л. Н. Толстого, картина «Неизвестная»). Художниками-передвижниками были: И. Е. Репина («Бурлаки на Волге», «Арест пропагандиста», «Не ждали»). Историческая тематика в картинах В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни», «Покорение Сибири Ермаком», и Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея». К жанру народных сказаний обратился художник В. М. Васнецов («Алёнушка», «Богатыри»). Пейзажисты – И. И. Шишкин («Рожь», «Сосновый бор), А. К. Саврасов («Грачи прилетели»), И. И. Левитан и И. К. Айвазовский. В. Г. Перов показывал многие проблемные стороны жизни в картинах «Сельский крестный ход на Пасху» и «Тройка».
Архитектура. Господство эклектики — смешения различных художественных стилей. М. Е. Месмахер строит здание архива Государственного совета в Петербурге, А. И. Кракау строит здание Балтийского вокзала. Псевдорусский стиль – Исторический музей (А. А. Семёнов и В. О. Шервуд), Городская дума (Д. Н. Чичагов), Верхние торговые ряды (А. Н. Померанцев) в Москве. Появляются доходные многоэтажные многоквартирные дома.
Скульптура. М. М. Антокольский и его исторические портреты «Ивана Грозного», «Петра I», «Ярослава Мудрого». А. М. Опекушин создал памятник А. С. Пушкину в Москве. М. О. Микешин создал памятник «Тысячелетие России» в Новгороде.
Музыка. Создается творческое объединение «Могучая кучка», композиторы стремились передать в музыке национальный характер, правдивость, обращались к истории. Н. А. Римский-Корсаков («Царская невеста», «Снегурочка»), М. П. Мусоргский («Хованщина», «Борис Годунов») и «Князь Игорь» А. П. Бородина. Великим композитором был П. И. Чайковский написавший балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама».
Театр. Ставятся пьесы А. Н. Островского «Гроза», «Лес», «Бесприданница». Появляются актёрские династии – Садовских, Самойловых, Васильевых. Известной актрисой становится М. Н. Ермолова. Появляются театры в Киеве, Львове, Минске.