- Основным художественным направлением 2-й половины XIX в. стал критический реализм. Он отличался повышенным вниманием к отображению реальной жизни на основе её критического восприятия. Появился демократический роман с главным действующим лицом – разночинцем. Программным произведением для радикальной молодежи стал роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?».
- Ярким примером обличительной литературы являются произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина «Губернские очерки», «История одного города», «Господа Головлёвы». Н. А. Некрасов писал о жизни крестьян, её трудностях и горести. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» прослеживается идея народного бунта. У И. С. Тургенева, главным предметом изображения была верхушка общества. Он сочувствует её идеалам, понимает их неосуществимость. Романы Тургенева «Рудин», «Отцы и дети». В романе И. А. Гончарова «Обломов» судьбы героев связаны с происходившими переменами в стране.
- Произведения Ф. М. Достоевского «Бедные люди», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот», «Униженные и оскорбленные» раскрывают мир человеческих страданий, трагедию бесправной и униженной личности. Ко 2-й половине XIX в. относится расцвет творчества Л. Н. Толстого. Он написал романы «Война и мир», «Анна Каренина».
- В литературе 1860-х гг. появился антинигилистический роман «Некуда» Н. С. Лескова и «Взбаламученное море» А. Ф. Писемского. Драматические произведения А. Н. Островского заложили основы национального репертуара русского театра. Пьесы «Бедность не порок», «Доходное место», «Гроза», «Бешеные деньги». Лирика Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.
- Периодика. 1865 – закон о печати «Временные правила о печати». Отменялась предварительная цензура для столичных журналов и газет, книг. Это не распространялось на сатирические издания и всю провинциальную печать.
- Газета «Московские ведомости» и журнал «Русский вестник» под редакцией М. Н. Каткова представляли консервативную периодику. Редактором либерального журнала «Вестник Европы» был М. М. Стасюлевич. Наиболее передовыми изданиями были журналы «Современник» под редакцией Г. Е. Благосветлова и «Отечественные записки» Н. А. Некрасова.
Литература и периодика в России во второй половине XIX века
Было полезно?
Рекомендуем
Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках