- После Отечественной войны 1812 российское общество рассчитывало на проведение политических и социальных реформ.
- 1815 – Александр I дарует Конституцию Царству Польскому. Главой Царства Польского был монарх, он назначал наместника (только поляка или представителя династии Романовых). Создавался выборный двухпалатный парламент – сейм. Учреждался Государственный совет, который контролировал наместника, система министерств. Утверждалась свобода личности, вероисповедания, печати. Польский язык объявлялся государственным.
- Великое княжество Финляндское получило автономию. Был учреждён выборный парламент (сейм). Император назначал для управления княжеством генерал-губернатора, финского происхождения. В Прибалтике был принят закон об освобождении крестьян без земли.
- 1816 – начали создаваться военные поселения (А. А. Аракчеев). Войска селились в деревнях («поселяне-хозяева») и совмещали военную службу с занятиями сельским хозяйством. Военные поселения размещались на государственных землях.
- 1817 – Министерство народного просвещения было переименовано в Министерство духовных дел.
- 1818 – образован Секретный комитет для подготовки крестьянской реформы. В 1819 комитет прекратил свою деятельность, а все проекты были отклонены императором.
- 1820 – Н. Н. Новосильцев подготовил «Уставную грамоту Российской империи». Проект предусматривал создание двухпалатного парламента с законодательными функциями, создание Верховного суда, ограничение полномочий монарха исполнительной властью. Предоставление свободы личности, вероисповедания, печати, неприкосновенность частной собственности. Россия делилась на наместничества. Но проект не был принят.
- 1822 – была запрещена деятельность всех тайных организаций. Их участников начали преследовать.
- «Аракчеевщина» — консервативная политика второй половины царствования Александра I, проводимая в жизнь графом А. А. Аракчеевым.
Российская империя после Отечественной войны 1812 года
Было полезно?
Рекомендуем
Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках