- Среда обитания — часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них определённое воздействие. Выделяют несколько основных сред обитания:
- водная является самой древней. Лимитирующими факторами здесь являются кислород, свет, токсичные соли, рН. Адаптациями живых существ являются обтекаемая форма тела, плавучесть, слизистые покровы, осморегуляция;
- организменная отличается низким разнообразием экологических условий и лимитирующих факторов (иммунный ответ хозяина). Имеется большое количество адаптаций (коадаптация, выработка у паразита защиты от переваривания хозяином);
- наземно-воздушная среда является одной из самых густонаселённых живыми организмами. В качестве адаптации встречаются опорный скелет, механизмы регуляции;
- почвенная среда отличается высокой плотностью и относительно широким разнообразием живых форм. Адаптации — вальковатая форма тела, слизистые или гладкие покровы тела, развитый копательный аппарат.
- Каждая среда обитания отличается своим набором экологических факторов — элементов среды, воздействующих на организмы. Различают биотические и абиотические факторы.
- Биотические факторы:
- фитогенные — влияние на организмы растений (растения различных ярусов);
- зоогенные — влияние животных (ковыль и травоядные);
- микогенные — влияние грибов (берёза и подберёзовик);
- микробогенные — влияние микроорганизмов (различные вирусы человека).
- Абиотические факторы:
- климатические — влияние климатических условий (ветер, атмосферное давление);
- геологические — влияние геологических условий (землетрясения, извержения вулканов, радиация);
- гидрологические — влияние водных условий (течения, солёность, давление);
- эдафические — влияние почвенных условий (химический состав, плотность, структура, рН).
Биология • 11 класс
5
Среды обитания и экологические факторы
Было полезно?
Рекомендуем
Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках