- Культура 2-й пол. XIX в. сохраняла полиэтничность, поликонфессиональность. Развитие городской культуры под влиянием технического прогресса (рост грамотности, появление массовой печати, открытие библиотек, музеев). Стиль – критический реализм.
- Естественные науки: Д. Менделеев, И. Сеченов, И. Мечников, А. Столетов, П. Яблочков, А. Попов и другие. Гуманитарные науки: историки С. Соловьёв, В. Ключевский, Н. Костомаров, толковый словарь В. Даля. Исследования Средней Азии (П. Семёнов-Тян-Шанский), Центральной Азии (Н. Пржевальский), Новой Гвинеи (Н. Миклухо-Маклай).
- Литература. Произведения М. Салтыкова-Щедрина, Н. Некрасова, И. Тургенева, И. Гончарова, Ф. Достоевского, Л. Толстого и другие.
- Живопись. Тон задавали передвижники (И. Крамской, И. Репин, В. Суриков, Н. Ге, братья Васнецовы, И. Шишкин, А. Саврасов, И. Левитан, В. Перов и другие).
- Архитектура. Господство эклектики – смешение различных художественных стилей. Псевдорусский стиль – Исторический музей (А. Семёнов, В. Шервуд), Городская дума (Д. Чичагов) и другие. Скульпторы: М. Антокольский, А. Опекушин, М. Микешин и другие.
- Развитие национальной музыки в деятельности «Могучей кучки» (М. Балакирев, М. Мусоргский, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков, Ц. Кюи). П. И. Чайковский.
- Возрождение общественного движения в эпоху Великих реформ. Консерваторы, либералы, социалисты. Новое направление – народничество. 1874 – «Хождение в народ». 01.03.1881 Александр II убит террористами «Народной воли». При Александре III – разгром народников, ужесточение цензуры. Развитие марксизма, анархизма.
История • 11 класс
5
Культура России во второй половине XIX в. Идейные течения и общественные движения
Было полезно?
Рекомендуем
Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках