Русский язык • 10 класс
1842

Словообразовательные нормы

  • Словообразовательные нормы это нормы образования и употребления производных слов.
  • Способы словообразования самостоятельных частей речи:
    • с помощью суффиксов образуются имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, местоимения и глаголы, например: бегун ← бегать, береговой ← берег, трое три, какой-то ← какой;
    • с помощью приставок образуются имена существительные, имена прилагательные, местоимения и глаголы, например: пригород ← город, невежливый ← вежливый, некто ← кто, улететь ← лететь;
    • с помощью приставок и суффиксов одновременно образуются имена существительные, имена прилагательные и глаголы, например: подорожник ← дорога, безбрежный ← берег, окаменеть ← камень;
    • сложением слов образуются имена существительные, имена числительные, например: плащ-палатка плащ и палатка, сто тридцать ← сто + тридцать;
    • сложением основ с помощью соединительных гласных о и е образуются имена существительные и имена прилагательные, например: пешеход ходит пешком (усечённая основа), древнерусский Древняя Русь;
    • сложением начальных букв или звуков слов образуются имена существительные, например: МХАТ Московский Художественный Академический театр.
  • Самостоятельные части речи, изменяя своё значение и грамматические свойства, иногда переходят в служебные слова.
  • Переход самостоятельных частей речи в служебные:
    • существительное может переходить в предлог: в течении (существительное) реки в течение (предлог) недели;
    • деепричастие может переходить в предлог: не смотря (деепричастие) в текст несмотря (предлог) на уговоры;
    • наречие может переходить в предлог: сели около сели около дома;
    • местоимение может переходить в союз: Что случилось? Мы узнали, что завтра экзамен.
Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»