- Словообразовательные нормы – это нормы образования и употребления производных слов.
- Способы словообразования самостоятельных частей речи:
- с помощью суффиксов образуются имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, местоимения и глаголы, например: бегун ← бегать, береговой ← берег, трое ← три, какой-то ← какой;
- с помощью приставок образуются имена существительные, имена прилагательные, местоимения и глаголы, например: пригород ← город, невежливый ← вежливый, некто ← кто, улететь ← лететь;
- с помощью приставок и суффиксов одновременно образуются имена существительные, имена прилагательные и глаголы, например: подорожник ← дорога, безбрежный ← берег, окаменеть ← камень;
- сложением слов образуются имена существительные, имена числительные, например: плащ-палатка ← плащ и палатка, сто тридцать ← сто + тридцать;
- сложением основ с помощью соединительных гласных о и е образуются имена существительные и имена прилагательные, например: пешеход ← ходит пешком (усечённая основа), древнерусский ← Древняя Русь;
- сложением начальных букв или звуков слов образуются имена существительные, например: МХАТ ← Московский Художественный Академический театр.
- Самостоятельные части речи, изменяя своё значение и грамматические свойства, иногда переходят в служебные слова.
- Переход самостоятельных частей речи в служебные:
- существительное может переходить в предлог: в течении (существительное) реки – в течение (предлог) недели;
- деепричастие может переходить в предлог: не смотря (деепричастие) в текст – несмотря (предлог) на уговоры;
- наречие может переходить в предлог: сели около – сели около дома;
- местоимение может переходить в союз: Что случилось? – Мы узнали, что завтра экзамен.
Словообразовательные нормы
Было полезно?
Рекомендуем
Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках