- Основными направлениями в искусстве были классицизм, ампир, романтизм, реализм и критический реализм.
- Театр. Строятся новые театры (1810 – театр оперы и балета в Одессе; 1824 – Большой театр в Москве; 1831 – Александринский театр в Петербурге). Из драматургов наиболее популярны были А. Грибоедов и Н. Гоголь, работавшие в направлении реализма. Известные актёры того времени: П. Мочалов и М. Щепкин.
- Музыка. Композиторы обратились к героическим сюжетам исторического прошлого России, например, опера К. Кавоса («Иван Сусанин»). Романтизм представлял А. Верстовский с оперой «Аскольдова могила». Основоположником русской классической музыки был М. Глинка и его оперы «Жизнь за царя» (народная музыкальная драма), «Руслан и Людмила» (опера-сказка); А. Даргомыжский и его опера «Русалка».
- Живопись. Распространённый жанр в начале XIX в. – романтический портрет (О. Кипренский и его портреты А. Пушкина, В. Жуковского). Классицизм в русской живописи представлен в пейзажах Ф. Матвеева, некоторых работах К. Брюллова («Последний день Помпеи» и «Всадница»), А. Иванова и его картины «Явление Христа народу».
- Критический реализм в живописи – П. Федотова («Свежий кавалер», «Анкор, ещё анкор!», «Завтрак аристократа», «Сватовство майора»). Народно-бытовой жанр связан с творчеством А. Венецианова («На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Спящий пастушок», «Гумно»).
- Архитектура. До 30-х годов XIX в. господствовал стиль ампир (стиль позднего классицизма, для которого характерны массивные, монументальные формы с богатыми украшениями). Представители: А. Захаров построил здание Адмиралтейства; А. Воронихин построил Казанский собор; К. Росси в Петербурге построил Михайловский дворец, ансамбль Дворцовой площади со зданием Генерального штаба и аркой, Александрийский театр с Театральной улицей. В Москве работал архитектор О. Бове и создал ансамбль Большого театра и Театральной площади, возвёл Триумфальные ворота.
- Русско-византийский стиль К. Тона (храм Христа Спасителя, Большой Кремлёвский дворец и Оружейная палата).
История • 9 класс
993
Архитектура и искусство в России в первой половине XIX века
Было полезно?
Рекомендуем
Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках