- Критика реформ Петра I:
- отсутствие чёткого плана;
- снижение роли боярства (прекращение деятельности Боярской Думы и Земских соборов);
- неуважение к традициям московской Руси и обрядам русской православной церкви;
- жестокие методы претворения реформ в жизнь;
- изменения способа продвижения по службе, ущемление родовой знати в пользу «птенцов гнезда Петрова».
- Народные восстания:
- 1705−1706 − Астраханское восстание. Повод − ведение новых налогов. Подавлено властями;
- 1704−1711 − Башкирское восстание. Повод − религиозные притеснения мусульман. Ряд уступок со стороны власти: отмена новых налогов, суд над местным начальством за произвол;
- 1707−1708 − казачье восстание Кондратия Булавина. Повод − преследования бежавших на Дон крестьян. Подавлено властями, донская вольница теряет ряд привилегий.
- Дело царевича Алексея:
- царевич Алексей − старший сын Петра I, наследник престола;
- возглавил группу боярства и духовенства, выступавшую против петровских реформ;
- недовольство Петра I сыном. Петр I опасался, что после его смерти Алексей резко изменит политический курс и отменит все его начинания;
- 1716 − побег Алексея в Вену. Переговоры с австрийским императором;
- 1718 − обвинение Алексея в заговоре против Петра I. Возвращение в Россию, арест и заключение в Петропавловскую крепость. Смерть при невыясненных обстоятельствах;
- гонения на единомышленников Алексея: ссылка митрополита крутицкого Игнатия в Сибирь, казнь сподвижника Алексея А. Кикина, ссылка первой жены Петра I Евдокии Лопухиной в монастырь в Старой Ладоге.
- Последствия дела царевича Алексея:
- 1722 − принятие указа о престолонаследии, по которому правитель сам назначал наследника;
- 1724 − коронация второй жены Петра I Екатерины Алексеевны;
- 1725 − начало эпохи дворцовых переворотов.
Оппозиция реформам
Было полезно?
Рекомендуем
Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках